Добро


пожаловать

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

Краеведение

По определению академика С.В.Колесника, краеведение — это такая дисциплина, которая всесторонне изу­чает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.

Под малой территорией подразумевается административ­ный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское посе­ление и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процес­сы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее ска­зывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возмож­ность детальнее выяснить особенности природы, а также жиз­ни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследо­вание должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон. 

Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:

  1. Усадьба;

  2. Деревня (улица);

  3. Район (область);

  4. Область (край)

Изучение малых территорий не только не заслоняет знакомство с «большой историей», то есть с историей отечества, и даже всей человеческой цивилизации, а, наоборот, облегчает это знакомство через познание жизни нескольких поколений любой семьи, в том числе, и, прежде всего — своей.

Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой «малой родины», с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.

Когда говорится о всестороннем изучении края, то, преж­де всего, имеется в виду:

  • изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, жи­вотный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, не­которые из них частично обусловлены человеческой деятель­ностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, из­менение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);

  • историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);

  • экономическая жизнь, связь между природной средой и хо­зяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хо­зяйственное строительство и т. д.;

  • культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, худо­жественные промыслы).

Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.